Барельеф декоративная штукатурка


Барельеф своими руками для начинающих

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта. 

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

      Сдержанные формы, четкий рельеф

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  •  «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся  материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

    Основной инструмент для формирования рельефа при декоративной лепке на стенах

  • Шпатель. Это технический инструмент. Им накладывают на кельму раствор, подбирают излишки, очищают. Также с его помощью наносится раствор на стены, создавая базовый слой, добавляя затем в нужных местах для глубины.
  • Мастихины. Небольшие по размерам лопаточки разной формы. Ими можно наносить состав, убирать его, формируя нужный рельеф.
  • Скульптурные стеки. Двусторонний профессиональный инструмент скульпторов с разного вида и размера небольшими лопаточками и лезвиями. Используется для формирования мелкого рельефа, детализации и точной прорисовки. Этот инструмент стоит приобретать, если вы решили сделать не один барельеф на стене или потолке, а превратить это занятие в основное.
  • Медицинский скальпель. Без него можно обойтись, но он делает очень точные срезы. Профессионалы имеют несколько скальпелей разного размера и формы.

    Для точной прорисовки и коррекции

  • Стамески для резьбы по дереву. Свежий гипс они режут не хуже древесины. Стамески есть самые разные, с разными формами и размерами режущей части. Подбираются в зависимости от формы, которую надо вырезать.
  • Кондитерский шприц. Специальных инструментов такого плана нет, так что приходится пользоваться таким. Им удобно добавлять небольшие порции материала. Такая необходимость возникает, когда срезали лишнее. При выборе обратите внимание на то, чтобы поршень плотно прилегал к стенкам тубы, иначе раствор будет вылезать. На одну работу приходится покупать несколько штук — шприцы быстро ломаются.

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями.  Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

Для детализации прорисованы чешуйки

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Барельеф на стене на морскую тему готов

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.

Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином. 

stroychik.ru

Гипсовый барельеф на стене своими руками

Штукатурка и отделка

07.08.2018

3.1 тыс.

2.1 тыс.

5 мин.

Для желающих необычно украсить интерьер и придать ему декоративной самобытности и эксклюзивности можно воспользоваться техникой гипсовой лепнины на стенах – барельеф. Это одновременно простая и замысловатая техника, чем-то схожая с нанесением венецианской штукатурки, но сложнее и интереснее. Все зависит от навыков, фантазии и терпения. Тем не менее эту работу можно выполнять даже с детьми. В помощь придут их надежные ручки, когда нужно смешивать гипсовый раствор.

Довольно давно люди начали обработку и оформление стен различными украшениями. Это могла быть резьба по камню или дереву. Но по сравнению с другими техниками наиболее востребованной и статусной считался барельеф.

В это понятие входит выпуклый декоративный элемент. Это может быть фигура животного, человека, растения, а также узор или мифическое существо. Все зависит от фантазии и дизайна квартиры.

Для воплощения таких проектов довольно часто используются специальные шаблонные формы, изготовленные из прозрачного полимера. Трафареты можно сделать самостоятельно или заказать в мастерской, также в продаже есть готовые матрицы.

Прежде чем начать работу, нужно подготовить место на стене, где будет выполняться лепка, украшающая интерьер. А также определиться с дизайном картины, то есть найти непосредственнорисунок для эскиза, который планируется воспроизвести при помощи гипса или шпаклевки. Для начинающих мастеров не стоит сразу браться за создание глобальных работ. Попробуйте стартовать с выполнения на стене в своей квартире простого изображения, например, дерева или несложного цветка-

Представляем небольшой мастер-класс по выполнению барельефа на стене в домашних условиях:

1. Найти подходящий рисунок. Можно мелом или карандашом перерисовать его на стену в требуемом масштабе.

2. Следующий этап — грунтовка поверхности стены внутри контура рисунка. Обязательно нужно дать ему высохнуть.

3. В небольшой емкости развести гипсовую штукатурку до вязкого состояния соотношением 1:1. Нужно следить, чтобы замес был однородным и без комочков.

4. При помощи небольшого шпателя или специального мастихина (или воспользоваться обычным десертным ножом) нанести смесь малыми порциями на рисунок снизу вверх, вдоль всего ствола дерева. Можно даже оставлять свободные места для лучшего обозначения структуры коры. Пока шпаклевка сырая, сформировать рельеф, выполняя при помощи ножа неглубокие надрезы, выемки.

При нанесении шпаклевки в места расположения листвы нужно использовать немного больше раствора. При этом массу следует лепить перпендикулярными движениями к стене с частыми, хаотичными проколами.

5. После высыхания шпаклевки прокрасить дерево. Для этого используются обычные акриловые краски. Первый слой ствола можно окрасить желтым цветом. Когда он высохнет, нанести второй слой краски – уже коричневый. Снова дать подсохнуть, смочить губку и с бугорков смыть ее так, чтобы краска осталась внутри углублений. Должен получиться красивый перелив. Листва окрашивается по такой же технике в зеленоватый цвет.

Продвинутые мастера смогут повысить уровень мастерства более сложным дизайном и глобальностью сюжета барельефного изображения.

При выполнении барельефа «Роза» понадобятся такие материалы:

  • гипсовая шпаклевка (можно использовать алебастр, средство для стартовых и финишных работ);
  • штукатурка гипсовая;
  • кварцевый грунт;
  • набор мастихинов;
  • набор стамесок;
  • набор художественных петель;
  • резиновый шпатель;
  • абразивная сетка;
  • абразивная губка;
  • емкость для замеса;
  • пленка для защиты от загрязнений;
  • губка;
  • тряпка;
  • распылитель с водой;
  • перчатки;
  • художественная краска (водоэмульсионная акриловая и т. д.);
  • маска для защиты от пыли.

Условно можно представить этапы выполнения барельефа следующим образом.

Перед началом художественной росписи стены нужно подготовить непосредственно саму поверхность. Она должна быть идеально ровной, хорошо оштукатурена, обработана специальным клеевым составом (клеевой или флизелиновый грунт) и 2 слоями шпаклевки под покраску. Затем грунтуется обычным грунтом.

Выбирается рисунок, по которому выполняется эскиз. На стену его можно переносить карандашом, зачастую используется трафарет или копирка. При помощи кварцевого грунта, который наносится внутрь границ изображения, готовится поверхность для нанесения начального слоя лепнины.

Первый слой нанесенного состава должен быть очень тонким и прочным. Для этого обычно используется гипсовая штукатурка. В емкость для замеса вливается около 200 мл воды, и затем при помощи мастихина всыпается порошок гипсовой штукатурки в пропорции с водой 1:1. Можно замешивать при помощи дрели с насадкой, шпателем либо мастихином до получения однородной массы, по консистенции напоминающей густую сметану.

Она не должна стекать со шпателя и крепко на нем держаться. Цель нанесения первого слоя – выполнить начальную лепнину для хорошей сцепки между поверхностью стены и будущими слоями шпаклевки барельефа. При помощи двух мастихинов гипсовый состав тонко наносится по всей поверхности рисунка, стараясь не выходить за границы нанесенного эскиза. В первом слое можно выделять объемные части будущего барельефа, используя чуть более толстый слой в определенных на рисунке местах.

В завершении этого этапа поверхность заготовки смачивается водой из пульверизатора. Можно аккуратно пригладить пальцами то, что получилось, и дать время высохнуть.

На хорошо высохший первый слой необходимо нанести второй, уже из гипсовой шпаклевки. Аналогично готовится водошпаклевочный замес - примерно 1:1. При помощи небольшого мастихина на рисунок наносится и аккуратно разглаживается по направлению от края к центру гипсовый состав.

Далее следует немного смочить рисунок водой из распылителя и при помощи мастихинов, художественных специальных приспособлений — петель и пальцев рук - пригладить и сформировать нужный рельеф на нанесенный слой шпаклевки для получения более гладкого изображения. Скорректировать все неровности и изъяны, пока не «схватится» состав. Когда второй слой высохнет, можно прошпаклевать видимые дефекты финишной акриловой шпаклевкой. И снова дать хорошо высохнуть рисунку.

Выбирается жесткая сетка (абразивность-80 или120), надеваются перчатки и начинается шлифовка полученного объекта для приведения работы до максимально гладкого состояния. Нужно шлифовать постепенно по всем элементам рельефа формы, вышкуривая лишний гипсовый слой. Заканчивается процесс шлифования мелкой сеткой (абразивность - 320).

Небольшие недочеты можно подшпаклевать финишной шпаклевкой. Перед ее нанесением заготовку следует очистить от пыли и смочить водой. После высыхания еще раз прошкурить шкуркой (абразивность - 320) до идеального состояния полировки.

Для того чтобы подчеркнуть рельеф работы, окрашивают барельеф одним цветом либо в технике патинирования (золочения). В таком случае можно рассмотреть игру света и тени на рельефных участках заготовки. Выигрышными смотрятся белый и бежевый цвета, которые будут уместны практически в любом интерьере.

Перед покраской барельеф хорошо грунтуется. Вокруг контура работы нужно пройтись кисточкой. И дальше следует первый слой окрашивания. Краска может быть самой разнообразной. Чаще используется обычная водоэмульсионная акриловая. Наносить средство можно кисточкой, валиком либо профессиональными краскопультами – аэрографами. Фон желательно окрасить в такой же цвет.

После того как высохнет первый слой краски, можно нанести второй, финишный. При желании - добавить блестки. После подсыхания нужно еще один раз прошлифовать работу мелкозернистой щеточкой.

Так, обычная декоративная штукатурка превращается в произведение искусства.

remontodelo.com

Барельеф на стене своими руками: два варианта исполнения + пошаговая инструкция

Большинство людей хотят сделать ремонт в своей квартире каким-либо особенным и неповторимым. В первую очередь это касается отделки стен. Ведь покрасив стены или оклеив их обоями, вы вряд ли сделаете такую отделку уникальной и наверняка будут квартиры если не с такими же, то очень похожими отделочными материалами. Да и вообще стандартные способы отделки уже приелись. Решением в данной ситуации будет барельеф на стене.

Подобное объёмное изображение придаст квартире ту самую, так желанную изюминку, ведь, это ручная работа и каждое произведение уникально. Специалисты в этом деле могут создать на стене настоящий шедевр. Однако, их услуги придутся по карману не всем. В таком случае можно выполнить барельеф на стене своими руками.

Помимо декоративных функций, барельеф на стене может скрыть неровности или оригинально украсить проведенные инженерные коммуникации. Но, даже при таких многочисленных преимуществах он не является популярным вариантом отделки, так как даже в самостоятельном исполнении придется не всем по карману. Да и создать большой объемный рисунок не так-то просто, особенно человеку не обладающему особыми творческими навыками. Однако, попробовать явно стоит.

Материалы для работы

Для создания барельефа своими руками необходима только качественные материалы. В основном это шпаклевка, грунтовка и клей. Именно от качества материалов зависит прочность и долговечность барельефа. Помимо создания объема непосредственно на стене, используют и уже готовые плиты. Они изготовляются самостоятельно либо заказываются у мастеров и устанавливаются на стены. Отличительной чертой барельефа от других вариантов фактурной штукатурки является то, что объем создается за счет света и тени. Так что покраска самого барельефа не обязательна.

Все, что вам понадобится для выполнения барельефа на стене своими руками это:

  • Грунтовка
  • Шпаклевка (можно заменить штукатуркой)
  • Краски и кисти (по необходимости)
  • Клей ПВА
  • Клей для гипсовых панелей
  • Карандаш
  • Резак, мастерки

Технология создания барельефа — вариант 1

Первый вариант создания объемного изображения — изготовление объемных плит с последующим креплением на стену.

Весь процесс создания барельефа своими руками мы постарались укомплектовать в как можно более простую, но в то же время, подробную инструкцию. Вам осталось лишь поэтапно следовать нижеописанным шагам.

1. Из фанерных реек, собирается форма, в которую далее будет заливаться раствор для основы. Форму можно создать из любых материалов, высота стенок должна быть не более 3-4 см. Если у вас небольшое изображение, то в качестве формы можно взять и коробку из под конфет, главное чтобы для изображения хватило площади формы.

2. Форма застилается полиэтиленовой пленкой. Тщательно следите за тем, чтобы на этой пленке было минимум складок. Чаще всего, раствор готовят на основе гипса или штукатурки, но иногда мастера добавляют в эту смесь клей ПВА. Используя дрель с насадкой или строительный миксер, необходимо размешать смесь до получения консистенции жидкой сметаны. Раствор заливают в форму и оставляют сохнуть на 10-12 часов.

3. Далее, с помощью карандаша следует нарисовать планируемое изображение на большом холсте бумаги. Если изображение слишком большое, его можно составить из нескольких частей. Не стоит сразу же пытаться нарисовать сложные формы, если у вас нет художественных навыков. Лучше начать с простых силуэтов и по мере рисования пытаться добавлять детали. Также, можно напечатать понравившийся вам рисунок с помощью принтера.

4. Теперь берем прозрачную пленку, накладываем на рисунок и переносим на нее изображение. Будьте аккуратными, чтобы не порвать материал под давлением ручки или карандаша.

5. На подготовленную ранее плиту необходимо нанести слой шпаклевки и разровнять. Затем подождать 15-20 минут, пока он немного затвердеет и можно приступать к обрисовке рельефа. Приложите трафарет из пленки на слой шпаклевки и еще раз обведите все контуры и детали твердым карандашом. Таким образом вы получите детальное рельефное изображение уже на поверхности шпатлевки.

6. Этот этап самый трудозатратный, так как именно сейчас проделывается работа по созданию объема. Слой за слоем наносится шпаклевка и обрезается различными мастерками. Так же, после нанесения каждого слоя, их нужно обработать шкуркой. После того, как вы полностью сформируете объемный рисунок, плиту можно перенести на стену.

7. Прежде чем приступить к установке барельефа на стену, ее необходимо подготовить. Для этого ее нужно очистить от старой отделки, а имеющиеся неровности исправить шпаклевкой, тщательно выровняв поверхность. На месте будущей плиты нужно выбить «гнездо» под нее. Глубина и размеры гнезда должны соответствовать толщине и размерам плиты. Вся поверхность обрабатывается грунтовкой, теперь ее нужно оставить просохнуть.

8. Финальным этапом является установка плиты с барельефным рисунком в «гнездо». Для этого на стену и на плиту наносится клей «жидкие гвозди» или «дракон» (но лучше подбирать специальный клей для гипса), плита вставляется в стену, а промежутки между плитой и стенами заделываются шпаклевкой. В конце, с помощью все той же шпаклевки, исправляются дефекты поверхности, если необходимо, барельеф на стене раскрашивается водоэмульсионными или акриловыми красками.

Таким образом можно создавать различные объемные узоры и картины.

Создание барельефа на стене — вариант 2

Предыдущий вариант создания объемного изображения из гипса подходит лишь для небольших картин, но что делать, если требуемое изображение достаточно большое? Ведь, гипсовая заготовка в этом случае довольно тяжелая и прикрепить ее на стену будет нелегко. В этом случае можно создать барельеф прямо не стене с помощью трафаретной техники. Как и в предыдущем случае, нам понадобятся всё те же материалы, а также выбранный трафарет.

Итак, как сделать барельеф на стене своими руками? Для начала необходимо прикрепить трафарет к стене. В качестве трафарета можно использовать готовые, продающиеся в строительных гипермаркетах и магазинах для творчества. А можно вырезать из плотного картона самостоятельно.

Напомним, что стену перед нанесением барельефа нужно прогрунтовать.

Далее разводим шпаклевку до консистенции густой сметаны. Если масса будет слишком жидкой, то на со стены она просто стечёт.

Набирая небольшое количество шпаклевки на гладилку или шпатель, наносим на прорези изображения, хорошенько разглаживая. Толщина слоя — от 0,5 до 2 см в зависимости от желаемого объема рисунка.

Когда будет заполнен весь трафарет, его можно удалить со стены. Получится объемное изображение, которое необходимо подправить:

Пока гипс не высох, с помощью мастерка и различных кистей придаем желаемый объем нашему рисунку — прорисовываем прожилки у лепестков и растений, пёрышки у птиц, создаём текстуру дерева и т.д.

Теперь необходимо дождаться, когда гипс высохнет — около 12 часов. Затем, при необходимости обработать края рисунка наждачной бумагой.

При желании объемный рисунок из гипса на стене можно оставить белым, ведь, вся красота барельефа в его объёме. Но также его можно раскрасить (а перед окрашиванием обеспылить и прогрунтовать).

Как видите, создать барельеф на стене своими руками не так уж и сложно. А если привлечь к работе мастеров, можно получить настоящее произведение искусства. Мы надеемся данная статья была вам полезна, удачного ремонта!

sunrem.ru

Как обустроить барельеф на стене своими руками: советы начинающим

Обои и краски, если изучить тенденции, связанные с дизайном и ремонтом помещений, с каждым годом используются всё реже с целью декорирования стен в жилых зонах. В этом нет ничего удивительного, так как ни один материал для отделки не способен гарантировать уникального дизайна. Его аналоги встречаются у владельцев других зданий. К тому же, если оформление стен было выполнено своими руками, то воспроизвести его с максимальной точностью не представляется возможным.

Часто услуги специалистов в области декоративного оформления квартир и домов бывают дорогостоящими. В этом случае можно поступить по-другому и самостоятельно провести все необходимые работы. В этом плане хорошо обустраивать барельеф на стене своими руками. Для начинающих есть доступная схема проведения данной манипуляции.

Барельеф: особенности

Материалы используются для такой работы недешёвые. Даже шпаклёвка требуется самого высокого качества, как и обойный клей. Но эти затраты оправдывают себя, потому что удаётся предотвращать потерю результатов выполненного труда.

Часто для украшения стен применяют готовые плиты, сделанные собственноручно или заказанные у художников. Такие готовые плиты можно монтировать сразу. Но иногда барельеф выполняется прямо на стене. В этом случае он представляет собой элемент декоративной штукатурки. Если говорить конкретнее, то он берёт на себя роль монолитной лепнины.

В отличие от прочих видов оформления, в частности, декоративной росписи, здесь не требуется дополнительного выделения цвета. Объемный рисунок проявляется и без этого благодаря игре света. Но возможно это при правильно обустроенном искусственном освещении. За счёт этого удается создать акцент на декорируемых элементах в определенное время посредством включенного освещения.

Одновременно с декоративными функциями, барельефы способны хорошо справляться с функциональными задачами разного плана. К примеру, они дают возможность маскировать неровности на поверхности и украшать инженерные коммуникации. Также они:

  • формируют плавные переходы между различными зонами в помещении;
  • визуально меняют пространство в соответствии с пожеланиями владельцев.

Если правильно сочетать объемный рельеф и декоративную роспись, удается сформировать действительно оригинальный по внешнему виду эффект. Но несмотря на то, что вышеуказанная техника характеризуется рядом преимуществ, ее нельзя причислить к категории популярных. Это обусловлено высокой стоимостью такой объемной техники.

Часто непрофессионалы ошибаются, обозначая барельеф сборной конструкцией, изготовленной из гипса. Но в реальности этот тип декорирования формируется вручную, поэтому он считается эксклюзивным. Получается, что для формирования красивых изображений на стене требуется приложить немало усилий.

Перечень необходимых материалов

Для выполнения данной работы требуется определенный набор материалов и инструментов:

  • шпатель;
  • шпаклевка;
  • акриловые краски;
  • клей;
  • акриловый контур для витража;
  • рейки;
  • резак.

Подготовительные мероприятия

Перед тем, как приступить к самостоятельному созданию барельефа, надо подобрать подходящую стену. Ее надо будет подготовить. Очищают поверхность от старых покрытий, грунтуют и сушат. После этого покрывают поверхность шпаклевкой. Дожидаются высыхания и рисуют на ней изображение. Оно должно выполняться в барельефной технике.

Заранее подбирается изображение, которое надо разместить на стене. Делают набросок посредством карандаша. Не стоит пытаться создавать сложные по сюжету рисунки с первого раза. Лучше постепенно нарабатывать навыки. Хорошим вариантом для новичка будет изображение растительности, птиц и не слишком сложных фигур. Если нет каких-либо художественных способностей, тогда можно применить технику нанесения изображений при помощи клеток. Делят рисунок на квадраты, куда переносят поочередно все линии из рисунка на эскизе. Важно помнить о соблюдении масштабов изображения, перерисовывая детали. Необязательно рисовать всю картину сразу. Можно нанести очертания предметов, изображённых на стене.

Техника работы

Можно выполнять барельеф, используя различные материалы:

  • камень;
  • глину;
  • гипсовую штукатурку;
  • обычный гипс.

Последние два варианта являются наиболее простыми и доступными в работе.

Работа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Собирается ящик из четырёх фанерных реек. Он по внешнему виду напоминает поднос. Высота и размеры его должны соответствовать плите будущего рельефа.
  2. В форму настилают пленку из полиэтилена. Расправляют её так, чтобы количество складок было минимальным.
  3. Готовят раствор штукатурки, цементно-песчаной смеси и гипса согласно инструкции, после чего заливают в форму. Можно полученный состав перекладывать в картонную коробку, положив заранее туда плёнку. В качестве альтернативы выступит рамка, которую кладут на стекло и приклеивают скотчем.

Если вы намереваетесь обустроить высокий рельеф, то можно поставить арматуру из проволоки. Она в дальнейшем тоже будет располагаться внутри фигур рельефа, связывая их и основы.

После этого необходимо дождаться, пока схватится смесь. Если в составе присутствует цемент, то для затвердевания его требуется от 10 до 12 ч. Иначе бетонный слой не схватится с основой. Используя алебастр, отвердевание наступает после нагревания поверхности. Изделие можно доставать из формы на стадии затвердевания. Со стороны уложенной пленки поверхность получится вощеной. Противоположные части, наоборот, будут шероховатыми.

Следующим этапом является создание изображения посредством лепки, когда наносятся контуры объемного изображения на плиту. Вслед за этим начинается наращивание объема внутри контура. С этой целью применяют заново приготовленную смесь. Делать это надо в несколько приемов, чтобы каждый слой мог незначительно схватиться и затвердеть.

Работать с алебастром удобно и просто, так как любые его излишки удаляются ножом. Делать это надо в такие моменты, когда материал влажный. Корректировать его можно резцами, стамеской, которая предназначена для работы с древесиной. Он выравнивается с легкостью при использовании наждачной бумаги. Как только гипс или алебастр высыхают, их значительно сложнее резать и обрабатывать их поверхность шкуркой.

Если требуется выполнять углубленное изображение, возможны два пути:

  • заглублять рисунок, подбирая то или иное количество материала резцами и стамеской;
  • наращивать вокруг изображения фоновый слой, шлифуя в дальнейшем фон до ровной поверхности.

Во время работы можно смачивать плитку. Метод лепки считается более экономичным, по сравнению с резьбой. Другим способом формирования объемного изображения является приклеивание отлитых деталей на плиту-основу. Также можно устанавливать их заранее на стену. При этом швы между ними замазывают гипсом или зачищают наждачкой.

Одним из самых сложных и эффективных в то же время методов считается обратное литье. Когда-то этот способ использовался при изготовлении природных элементов декора. Как только плита застывала, ее доставали из формы. На лицевой стороне формировался отпечаток углубленного изображения, так называемый контррельеф. Он в полной степени отражал декоративные особенности материала. В дальнейшем такую плиту могут использовать как украшение либо форму, отливая при помощи неё новые плитки. Готовые изделия смотрятся как настоящие, и в этом их преимущество.

Как ставится декор

Во многом эта процедура похожа на монтаж обычной керамической плитки. Установка осуществляется на плиточный клей.

Во время работы задействуют еще:

  • зубчатый шпатель;
  • емкость для клея;
  • наждачную бумагу;
  • строительный уровень;
  • отвес.

Могут также понадобиться шуруповерт, дрель и метизы.

Установка осуществляется по следующей схеме:

  1. Выравнивают стены и готовят место для монтажа плиты. С этой целью подойдут рейки и маяки, закрепленные на стене.
  2. Плиты устанавливаются по отвесам на клей. Клеящий компонент наносится как на плиту, так и на стену.
  3. Если материал тяжелый, то снизу под ним желательно обустраивать штифты небольшого размера. Они ставятся в отверстия. Штифты эти не должны выступать над поверхностью плиты более чем на две трети от ее толщины.
  4. Если у плиты толщина больше, то под неё придется подбирать гнездо в стене, которое покрывается штукатуркой. Это необходимо для выравнивания поверхности стены и отделочного материала. После этого на определенной высоте ставится барельеф. Штукатурка закрывается швом между декоративным компонентом и поверхностью.

Если облицовочные плиты массивные, имеют крупный рисунок, приходится наклеивать непосредственно на стену толстые плиты, поступаясь площадью комнаты. Можно рассматривать в таких случаях дополнительные отверстия в плитах для анкеровки. Их закрепляют на стене либо замуровывают в плиту арматурные элементы. Они монтируются в отверстия посредством клея.

Вслед за этим швы между плитами, как и отверстия в них, замазывают затиркой, алебастром или шпаклевкой, зачищают. Как только барельеф будет готов, рисунок корректируют. Можно его покрыть лаком. Вслед за этим поверхность красят, чтобы укрепить и обеспечить ее водоотталкивающие характеристики. Также это позволяет добиться декоративного эффекта.

Барельефы могут быть выполнены под цвет материала, формируя рисунок посредством игры света и тени. Ещё они бывают раскрашенными. Такой рисунок может как закрыть всю стену целиком либо частично, так и взять на себя роль декоративной вставки для картины. Есть отдельная разновидность, которую называют контррельеф. Она наиболее уместна на поверхностях с большой площадью. Такая техника предполагает, что рисунок перемещается на стену, а затем обустраивается резьба различной глубины непосредственно на оштукатуренной стене.

Иногда пятна рисунка и углубления линий осуществляются на доли миллиметра. При стандартном освещении такая стена смотрится как рабочая поверхность. Чтобы четко разглядеть готовое изображение, придется применить подсветку.

Применение шнура

Этот способ выполнения барельефа стен является одним из довольно простых. Он доступен для самостоятельного проведения. Предполагает использование гипсового раствора и обычной бельевой верёвки. Изображение наносится на фрагмент пенопласта или ДВП. Вслед за этим верёвка укладывается в нанесенные специальным образом линии. Ее предварительно смачивают в гипсовом растворе.

После того, как изделие высохнет, обрабатывают поверхность и выпуклые части раствором гипса, пользуясь кистью. Такого рода декор можно применять для отделки, наклеив его на стену. Можно аналогичным методом декорировать мебель, например, скамейки. Проводить отделку плитками не требуется. Достаточно уложить скамью максимально удобным образом, после чего сделать барельеф с одной стороны. Как только она высохнет, можно переходить на противоположную. Вслед за этим скамейку необходимо окрашивать под металл или камень.

Использование трафарета

Используя трафареты, можно провести декорирование. В этом случае изображение переводится на пенофол, после чего вырезается. Лист гипсоволокна определенного размера покрывают грунтовкой. Сверху кладут вырезанную из пенофола фигуру.

Если барельеф надо сделать непосредственно на стене при помощи трафарета, следуют тому же алгоритму. Но фигура приклеивается непосредственно на стену. Перед этим неровности затираются при помощи шпаклевки. То же самое делается с пустотами. Можно лепить, используя трафареты, более мелкие по размеру элементы. Годится для этого солёное тесто. Оно имеет свойство долго сохнуть и хорошо держать форму. Появляется благодаря этому время на корректировку, если потребуется.

Финишные работы

Когда необходимое изображение удалось создать, надо тщательно очистить барельеф от пыли. После этого производятся следующие действия:

  • обрабатывают материал грунтовкой;
  • окрашивают поверхность. Лучше для этого применять водоэмульсионку.

Желательно покрыть детали более светлой краской, если они несут в себе основную стилистическую нагрузку. Лучше пользоваться при этом обычной губкой, а не кистью, чтобы не сформировались непривлекательные полосы. Они способны поменять динамику рисунка. Как только все эти этапы будут пройдены, декорирование можно считать готовым.

planken.guru

Рельефная штукатурка и барельефы

Рельефная штукатурка и барельефные панно все более популярны для современных интерьеров. Правильная технология рельефной штукатурки включает несколько этапов, и для достижения качественного результата необходима тщательность выполнения каждой операции, начиная с подготовки основания и заканчивая финишным слоем лака или краски. Барельефные панно - гвоздь дизайнов современных домов, сама элегантность и респектабельность в отделке - также требуют не только художественного мастерства и таланта, но и соблюдения технологии выполнения всех этапов рельефной штукатурки.

Барельеф в современном доме

Отличие барельефа от обычных рельефных штукатурок - больше выпуклости, объемности и содержания в изображении, сильная прорисовка деталей, оригинальная, а часто и необычная тематика картины. Барельефные панно могут занимать всю поверхность стены, но возможны на ограниченном участке - фрагментом любого очертания и размера. Барельеф - потрясающее украшение интерьера, которое выполняют в любых стилях, основное условие - чтоб и рисунок, и техника исполнения гармонировали с темой.

Довольно часто выбирают для барельефа темы природы - растения и животные, птицы, деревья, морские пейзажи. Работа с барельефом сложна и требует не только художественного таланта и знаний композиции и цветосочетаний, но и отточенной техники штукатурных работ. Нанести штукатурные слои и превратить их в произведение искусства возможно только в том случае, если технология рельефной штукатурки освоена до тонкостей. Готовое панно-барельеф заставляет сомневаться, что именно находиться на стене - картина или раскрашенная штукатурка.

Технологические операции различны на каждом этапе рельефной штукатурки: если стартовый слой выполняется примерно одинаково для любого вида штукатурной отделки, то следующие этапы проводятся по схватывающейся штукатурке, сохранившей частичную пластичность, а затем работают с уже высохшим материалом. Инструменты для работы применяют как обычные для отделочников, так и способные прорезать слои раствора - ножи и скальпели, а при работе с живым слоем раствора на стене - всевозможные предметы, с помощью которых можно делать оттиски и наносить узоры, орнаменты и рисунки с различной высотой рельефа.

При том, что барельефы неразрывно связаны с художественным талантом исполнителя и его квалификацией, выполнить барельеф у себя дома можно и будучи домашним мастером при желании творить - таланты порой открываются только в действии. небольшое по размеру панно или фрагмент можно сотворить своими руками, и начинают работу с идеи, затем эскизной проработки всех деталей, нанесения на стену контуров рисунка с разметкой по клетками или пользуясь линейками и угольниками - все зависит от задуманного рисунка и его стиля. но начинают работу всегда по технологии штукатурки - подготовкой прочного основания с хорошим сцеплением. затем намазывают на стену штукатурную растворную смесь по размеченным линиям и точкам. требуемые формы цветов, листьев, волн, элементов зданий и любых деталей выводят из пластин или кусков раствора.

Чем больше и объемнее барельефная картина, тем больше требуется времени и материалов для ее выполнения. Рисунки для больших картин переносят на поверхности стен по частям, штукатурку накладывают с одновременным приданием ей формы. После того как смесь схватится - всегда до определенной степени, в зависимости от конкретной техники работы - все детали и элементы прорабатывают определенными инструментами, зачищают наждачкой различных номеров. Готовые панно перед окончательной прорисовкой и окраской требуют тщательной очистки и обеспыливания, для чего обычно применяют пылесос.

После очистки барельефа переходят к окраске. Иногда перед тем, как наносить красочные слои, готовый барельеф прогрунтовывают. При этом поверхность приобретает дополнительные адгезионные свойства, краска наносится плотнее и держится надежнее. Кроме того, слой грунта задерживает проникновение жидкой краски в штукатурные слои, не дает краске впитываться. Окрашивание барельефа - это практически художественная роспись, но материалы для работы стандартны - обычные белые краски на водной основе, колерованные красящими пигментами.

О подготовке стен под рельефные штукатурки

Чтобы штукатурные слои легли на основание плотно и держались надежно, необходимо выполнить условия поверхность должна быть прочной, чистой и сухой. Технология подготовки основы стандартна для всех отделочных работ:

  • Полная зачистка от старого покрытия - слоев обоев, краски, побелки. Многое зависит от материала стены - бетон или кирпич, пористые блоки или дерево требуют разного подхода, но во всех случаях требуется обеспечить плотное и прочное основание без отстающих слоев старой отделки. Если старая штукатурка плотная, хорошего качества и держится на стенке надежно, то после снятия красок, известки или обоев такой слой основы - лучшее начало для работ. Старую штукатурку насекают для повешения сцепления с новым слоем, используя топор, долото или молоток - любой инструмент, способный сделать насечку на бетоне или растворе на глубину 0,8-1,2 см.
  • В случаях, когда старый штукатурный слой отстает от стены, или ненадежен - простукивание дает не звонкий, а глухой, надтреснутый звук - снимают весь старый слой полностью. Полная очистка стены от штукатурки - процесс грязный и долгий, а часто требует силы и инструментов - молотка, стамески и прочих разрушительных приемов, поскольку не бывает, чтобы все участки штукатурки держались одинаково. Некоторые фрагменты удалить непросто, но снимать приходится весь слой полностью.
  • После снятия старых слоев отделки поверхности стен промывают и обеспыливают.
  • Следующим этапом поверхности огрунтовывают. Требуется применять грунтовки глубокого проникновения с антисептическими добавками, за два или за три раза с полной просушкой каждого грунтовочного слоя. От качества работ зависит адгезия слоев отделки и прочное сцепление старой основы со свежим штукатурным слоем. Грунтуют стены валиками или широкими кистями, одновременно по всей поверхности, грунтовать следует не допуская подтеков и непрокрашенных участков.

Замешивать сухие смеси и готовить растворы начинают только после полной просушки последнего слоя грунта. Работы с готовыми смесями можно начинать в любой момент, просто открыв упаковку и перемешав состав по инструкции.

Базовый слой рельефной штукатурки

Следующий после подготовки основания технологический этап - нанесение первого слоя растворной смеси. Задачи у стартового слоя две - выровнять поверхность, если есть необходимость, и создать основу для рельефно-декоративного покрытия.

  • Замешивают растворы в обычной бытовой таре - лучше всего широкое ведро, применяя строительные миксеры или электродрель со специальной насадкой. Объем смеси зависит от вида вяжущего и времени жизни конкретного состава, например гипсовые смеси даже при введении добавок, замедляющих схватывание, не следует замешивать большими порциями.
  • Затем готовую смесь набрасывают на стену, применяя мастерок, или накладывают - намазывают шпателем и строительной теркой, в зависимости от того, какая требуется толщина первого слоя. Толщина, в свою очередь, сильно зависит от того, ровная ли стена или имеет кривизну. На неровные стены иногда требуется устанавливать маяки, или контролировать нанесение раствора с помощью лазерного нивелира. Наброс раствора выравниваю по маячкам или лучу. Чтобы накидывать раствор на стену, требуется определенный навык штукатурных работ, намазать стенку смесью несколько проще.
  • Затирают слой раствора терками, движения круговые, направление обычно против часовой стрелки. Выравнивают стенку как можно лучше, стремясь к идеально ровной поверхности.
  • После схватывания базового слоя на него наносят слой грунтовки.

Рельефный штукатурный слой

Основной момент работы с рельефной штукатуркой, самый творческий и интересный - это нанесение и проработка деталей задуманных рельефных слоев. Данные процессы выполняют, используя самые различные инструменты. Важный момент - растворная смесь должна быть однородной и очень пластичной при способности держать форму рисунка вплоть до схватывания. Исключение - декоративные штукатурки, весь эффект которых основан на включении зерен различной формы и крупности. Раствор для создания рельефа можно наносить шпателями различной величины.

С помощью шпателей можно выполнять различные техники нанесения рельефного слоя: короткими мазками различной глубины, лентами со сложными поворотами и изгибами. После проходки шпателем можно оставить полученный рисунок, а можно его сгладить, по всей поверхности или фрагментами - вариантов бесчисленно много. Далее - тонировка выявить светотень и экспрессию рельефа, придаст нужный объем и глубину.

Обыкновенный полиэтиленовый упаковочный пакет или кусок смятой пленки в умелых руках может многое - воспроизводить огромное количество разных объемных рисунков. Сжав пленку плотным комком, сырую пластичную штукатурку превращают в фантазийную узорчатую поверхность. Возможна и другая техника - наклеивать кусок полиэтилена на мокрую штукатурку, затем осторожно собирать пленку в складки. Убрав пленку, получают сложный абстрактный рельеф, всегда индивидуальный и неожиданный. Часто подобный рельеф слишком резкий и высокий, но пройдя по поверхности гладким валиком или плоскостью широкого шпателя, можно получить аккуратный рельеф, где под ровной гладью утоплены фантазийные узоры. При финишном окрашивании объемы будут выделены и рисунок заиграет. Интересные эффекты дают утилитарные кухонные средства для уборки и мытья посуды - сетки и губки.

Добавление в штукатурный раствор крупного заполнителя - каменной крошки или мягких целлюлозных частиц - дает новые возможности декорирования стен. Штукатурка с зернами и при простом гладком нанесении очень эффектна, но можно добиться исключительно декоративных эффектов простыми приемами затирки - например, заравнивать слой ровными горизонтальными проходками терки, при этом зерна будут проходить через мягкий растворный слой, оставляя полосы и следы. Полосы можно делать любой формы - кругами и спиралями, в форме цветов и тарелок, крыльев, полукружий или концентрических кругов. Впоследствии тонировка усилит эффект и сделает картину законченной.

Применяя валики с насадками, можно выполнять многочисленные интересные рисунки. Строительные магазины предлагают массу приспособлений для валиков, всевозможные орнаменты и рисунки. Но возможно и сделать эксклюзивный собственноручный вариант, как из подручных средств, так и из пластика и мягкой резины. Простые веревки и шнуры, скрученные полосы полиэтиленовой пленки или нити, кусочки поролоновых губок или полоски меха, которыми обматывают валики, создают на поверхности сырой штукатурки оригинальные узоры. Пробовать, добиваясь нужного интересного рисунка, лучше не на стене, а предварительно на фанерном огрунтованном листе.

При удачном подборе насадки с рельефом работу можно выполнить за короткое время. Но готовую огрунтованную и просушенную поверхность нанося декоративный слой раствора, и сразу же по сырой штукатурке делают проходки валиками с рельефными насадками. Техника несложная и требует только аккуратности, а эффект замечательный. Недостатком таких методик может быть только некоторое однообразие - вся стена может слиться в рисунчато-фактурный фон вместо абстрактного эксклюзива, поскольку проходки валиком дают только одну ленту узора с повтором раппорта каждым оборотом валика.

Шпатели с зубцовыми и гребенчатыми краями могут помочь выполнить фигурный узор, как геометрически правильный, так и совершенно замысловатый. Стена может в итоге выглядеть упорядоченной строгой плоскостью, но хаотичные рисунки часто дают визуальные эффекты расширения и глубины пространства. Обычные щетки и с металлическим или пластиковым ворсом дают оригинальные и неожиданные эффекты, причем вполне плоские и аккуратные, заглубление рельефа получается небольшое.

Фантазия бесконечна, и отделка стен может быть самой разной, согласно желаний хозяев и их тяге к креативу.

Окрашивание рельефных штукатурок

Работа окрашенной штукатурной смесью кажется на первый взгляд проще, чем окраска после нанесения рельефа, но это не так. Только при наличии опыта работы и немалого мастерства возможно выполнить задуманную отделку сразу в определенном цвете. А вот окрасить высушенную рельефную штукатурку, имевшую первоначально белый цвет, задача очень интересная и несложная технически и художественно. При выполнении рельефного декора своими руками берут белые штукатурные составы, белую краску на водной основе и красящие пигменты. Возможна и готовая краска нужных оттенков, но колеруя краску самостоятельно, можно получить любой задуманный цвет, а не только стандартную гамму. При добавке в краску колера нужно помнить, что высохнув, краска изменит оттенок к более светлому.

  • Начинают окрашивать поверхность в один первоначальный тон. Для этого приготовленную или готовую краску удобнее наливать в специальные малярные лотки. Набирать краску на валик проще, окунув его в лоток и отжав лишнюю краску о верхнее ребро емкости. Далее окрашивают стену, проходя ее валиком ровно или по узору. Если окрашивают кистями, то емкостью может служить любая удобная тара, о края которой можно отжать излишек краски.
  • Первые слои наносят одной проходкой, добиваясь максимальной однородности тона. При самостоятельной колеровке лучше иметь излишек краски, чем недостаток для всей поверхности стен помещения или фрагментов стен. В противном случае точно повторить колеровку будет практически невозможно. Первые слои краски должны покрыть все углубления рельефа штукатурки.
  • Затем готовят краску всех задуманных для «картины» тонов и приступают к художественной окраске готовых затонированных рельефов. Методов окраски бесконечно много, и выбор зависит от того, какого результата задумано добиться. Наиболее популярные и простые техники окрашивания:
  • Кистью, губкой или валиком покрывают всю поверхность, создавая один легкий тон, затем не дожидаясь просыхания краски, снимают ее излишек по верхним участкам рельефа сухими или слегка увлажненными губками. Результат - выраженная глубина и объем рельефа и совершенно другое зрительное восприятие поверхности.
  • Еще один вариант - после окончательной просушки базового тона краски всю поверхность осторожно проходят мелкозернистой наждачкой. Высокая часть рельефного узора окажется высветленной. Если затем окрашивать ошкуренные участки тоном посветлее, возможно с добавкой красок металлик или со стеклянным заполнителем - «ледяные» краски - можно получать очень интересные эффекты.

Методика росписи небольшими кистями сложнее и требует времени, аккуратности и внимания, но мастерство нарабатывается в ходе процесса. Таким способом расписывают картинные панно без большого количества хаотичных мазков и элементов, но с определенными деталями рисунка - фигурками, цветами, растениями или домами, волнами, определенным тематическим орнаментом или пейзажем. Нужно лишь немного чувства цвета и умения рисовать, данного большинству людей.

Еще один популярный и проверенный практикой метод росписи - в два цвета. Двуцветные рельеф очень эффектны при всей простоте и выполняются несложно - первым этапом покрывают поверхность способом «сухая кисть», а затем берут краску того же цвета, но на один-три тона темнее или светлее и легко выделяют выступающую высоту рельефа, тем самым придавая объем и игру цвета. Краски металлик - бронза, серебро и золото различных оттенков, от светлого до античного - для этой цели незаменимы. Наносят краски кистями, губками или рукой в перчатке или меховой варежке. Растирать цвета по рельефам рукой увлекательно и продуктивно, поскольку имеется живое чувство рельефа, его углублений и выступов, и можно оттенять верх рельефа, не касаясь нижнего уровня.

Завершением оформления стены рельефной штукатуркой будет лаковый слой. Лак наносят аккуратно, подтеки могут быть заметны и испортят весь эффект долгой кропотливой работы. Для нанесения лак используют кисти или губки, это зависит от задуманного эффекта - больше или меньше глянца требуется.

Преображение своего дома рельефными декоративными штукатурками не только возможно, но и очень популярно и у частных строителей, и у владельцев квартир в многоэтажных домах. Упрощает дело тот факт. Что неудавшуюся рельефную штукатурку можно исправлять несколько раз, и в итоге добиться нужного результата. Современные штукатурные материалы и инструменты вместе с фантазией открывают огромные возможностей для творческого подхода к отделке дома.

stroyfora.ru

Барельеф на стене: материалы, руководство, варианты

Барельеф — вид скульптурного украшения помещений и сооружений в виде выпуклого до половины объема над плоскостью выпуклого изображения. Выполняется из подходящих для резьбы, лепки или отливки в формах материалов (декоративная штукатурка, алебастр, полистирол, глина, дерево). Применяется как элемент дизайна помещений, для архитектурного декора (оформление фриз, пилонов, сводов, фонтанов, капителей, фасадов).

Барельеф на стене из гипса, шпаклевки, другого материала может быть сюжетным либо абстрактным, выполненным в классическом, античном, современном или другом стиле. Ветвистое дерево, багет, цветок из гипса на стене станет беспроигрышным решением, добавит гармонии, живости, колорита даже самому непритязательному, «скромному» интерьеру. Недоступные широкому кругу в прошлом из-за высокой стоимости сегодня красочные или однотонные выступающие образы стали достижимы для любого желающего. Среди многообразия возможных вариантов декорирования помещений гипсовые картины в последние годы стали супер популярны и заняли передовые позиции.

Такой рисунок отлично украсит стену

Пошаговое производство объемного этюда

Задаваясь вопросом, как сделать барельефы на стене своими руками, неспециалисты ошибочно полагают, что мастер наклеивает на плоскость произведенные промышленным способом части гипсовой миниатюры. Создание барельефа – это процесс художественной лепки из гипса (других материалов) непосредственно на стене своими руками (мастером) либо техникой производства заготовок, свободным гипсованием, другим методом частей будущей картины с последующим приклеиванием «плиток» или частей миниатюры.

Порядок реализации барельефа на стене

  1. Оштукатуренные выровненные поверхности покрывают грунтом не менее двух раз (для повышения адгезии). Гладким плоскостям при необходимости придается рельефность шпателем, валиком, смятым полиэтиленом, бумагой.

  2. Изображения (абстрактные, цветок, дерево, фигуры человека, птиц, животных или композиция) переносятся на подготовленные поверхности посредством копирки, пленки, трафаретов или приемом обведения контуров зубочисткой, спичкой или мастихином по влажной основе.

  3. В наиболее утолщенные точки рисунка на 2/3 высоты вкручиваются саморезы (для придания будущему барельефу прочности, предотвращения осыпания материалов). Также для создания деталей (цветок, бутон, листок, др.) на поверхности крепятся заготовки из обработанного грунтовкой пенопласта, картона, соленого теста. Смеси для барельефа изготавливаются в соответствии с инструкцией.

  4. Создание барельефа на стене происходит поэтапно. Каждый следующий слой выполняется после высыхания предыдущего.

    Создание такого рисунка происходит поэтапно

  5. Детали изображения изготавливаются вручную технологией лепки, отливания в формы или свободного гипсования. Закрепляются на грунт, слегка придавливаются, подравниваются.

  6. Последний слой мастера выполняют финишной шпаклевкой.

  7. В завершение осуществляют заделку трещинок и щелей, создают мелкие детали рисунка (прорисовка мелких линий, прожилок). Для детализации изображения используют обычный медицинский/кондитерский шприц.

  8. Этюд покрывают грунтовкой, которая предохранит от осыпания, а после ее высыхания покрывают латексом. Спустя пару недель наружность лакируют.

Каждый барельеф – неповторим и индивидуален. Даже мастеру с опытом невозможно создать два идентичных этюда даже по одному чертежу.

Каждый рисунок сам по себе уникален, повторить его невозможно

Что нужно для изготовления миниатюры из алебастра

Барельеф на стене из гипса можно выполнить своими руками. Для реализации проекта необходим следующий минимум умений:

  • рисование;

  • приготовление растворов;

  • производство трафаретов;

  • создание проволочных конструкций.

Для создания такого рисунка потребуется опыт и знания в сфере строительства

Формирование барельефа требует знаний свойств смесей (время схватывания, возможность добавления красителей, определение оптимальной густоты раствора для разных работ) из которых будет выполняться изображение. Следует учитывать, что при работе со слоем в 10 и более миллиметров необходимо сделать остов из проволоки, препятствующий растрескиванию гипса.

Мастера рекомендуют новичкам реализовать барельеф на стене своими руками методом отливки деталей с последующим их прикреплением в общий этюд или способом формирования выпуклого рисунка с помощью шаблона.

Что бы не обращаться к мастеру, можно воспользоваться отливными формами

Для выполнения потребуются:

  • рисунок (в натуральных размерах);

  • пару круглых + столько же плоских малярных кистей, тонкая капроновая кисточка (детская) для рисования;

  • графитовый карандаш, фломастер или маркер;

  • малярный скотч;

  • трафареты необходимой толщины;

  • емкость для разведения замеса;

  • специальные инструменты для создания рельефов (мастихины);

  • материалы, из которого будет изготовлена матрица (к примеру, силикон) и смесь для барельефа;

  • краски, колер (цветные барельефы);

  • кондитерский (для толстых линий) или медицинский шприц (для оформления тончайших прожилок);

  • устойчивые надежные леса (козлы).

С помощью петель, стеков, резаков удаляют излишки раствора, подравнивают края, создают отдельные элементы, придают деталям слой за слоем нужные формы. При создании барельефа на стене своими руками инструменты обмакивают в воду для удаления остатков во избежание появления потеков и других нежелательных загрязнений. По окончании работ все инструменты моются. Шприц разбирается, очищается, сушится.

Всю работу нужно проводить тщательно и по рекомендациям

Пошаговое руководство выполнения этюда «виноградная лоза»

Рассмотрим, как сформировать барельеф на стене своими руками на примере производства изображения виноградной лозы с гроздью, фигурными листками. Работа выполняется методом исполнения различных частей из алебастровой смеси с последующим их закреплением на стене. В формы отливаются ягоды и листочки, витиеватый стебель и усики прорисовывают вручную. При производстве крупных тяжелых частей используют для армирования и облегчения крепления на стене остов из проволоки.

  1. Первый этап создания объемного барельефа своими руками на стене – выполнение композиции в полный размер и перенос очертаний на место будущей картины. Набросок переносят путем прорисовки по пленке (выполняют маркером). На подготовленную стену наносят основу тонким слоем. Полиэтиленовое полотно располагают в необходимом пространстве и закрепляют, контуры зарисовки обводят. Образец удаляют, а очертание остается на поверхности. Контуры также переносятся на сухую плоскость. В этом случае после закрепления пленки сверху край ее поднимается, и линии прорисовываются обычным грифельным карандашом.

    В первую очередь нужно нарисовать эскиз рисунка

  2. Второй пункт исполнения барельефа – изготовление формы для листочков и виноградных ягод. Рассмотрим исполнение матрицы из герметика с наполнителем (тальк/крахмал). На доску насыпают наполнитель и замешивают с герметиком как обычное тесто. Предмет соответствующей фигуры (овал или шар) и размера вдавливают в полученный материал. После застывания силикона образец извлекают. Получается матрица для формирования ягод. Для листков можно воспользоваться фабричной силиконовой/полиуретановой матрицей, или изготовить шаблон самостоятельно указанным выше способом. Образец формы листочков для барельефа лепят из пластилина или соленого теста.

    Для листьев и ягод можно изготовить формы

  3. Третий момент – размешивание состава и отливка отдельных гипсовых элементов. Для заливки в формы делается раствор из одной части воды и двух частей гипса. Вода берется комнатной температуры. Других ингредиентов (песок, штукатурка, пр.) при замесе состава из алебастра для барельефа не используют. Сухой гипсовый порошок постепенно добавляют в воду при постоянном умеренном помешивании (для избегания образования комочков). Интенсивно мешать раствор не рекомендуется. Смесь обогатится кислородом, и деталь получится с воздушными пузырьками. Изделия извлекаются после окончательного застывания гипса.

    С помощью отливных форм можно сделать очень красивый рисунок

  4. Четвертый этап – подготовка плоскости и приклеивание раздельных элементов на барельеф. Плоскость покрывается сатенгипсом или акриловой шпаклевкой, затем армируется выбранным способом. Ягоды и листочки крепятся приклеиванием (вдавливанием) готовых деталей в указанных на эскизе точках. Для крепления тяжелых элементов используется проволока (сталь) диаметром 2-3 мм.

  5. Пятый шаг – выполнение стебля и усиков. Выполняется на барельефе шприцем для украшения тортов. Особо тонкие линии исполняются медицинским шприцем без иглы.

    Листья и ягоды можно сделать шприцем для тортов или обычным

  6. Последний пункт – финишная отделка барельефа. Окрашивание выполняется специализированными красками для лепнины (тонкие полутона получают растушевкой). Яркие акценты в барельефе выполняют акриловыми красками. Затем производится покрыв картины ранее указанным способом.

Птичка, бабочка на стене у грозди или листа разнообразит и украсит этюд, придаст ему индивидуальности и особого шарма. Если миниатюра производится из отдельных частей, все точки соединения аккуратно заделываются, сглаживаются и зашлифовываются для получения эффекта единого полотна.

В конце рисунок нужно обработать защитными средствами

Лепка на стенах посредством трафарета

Если необходимо создать барельеф с повторяющимся фрагментом (к примеру, цветок, завитушка, лист) наиболее простым методом будет работа с трафаретами. С такой художественной отделкой помещения справится любой. Даже тот, кто никогда не умел рисовать, сконструирует уникальную художественную лепку без особых усилий и специальных навыков. Узор распечатывают на обычном принтере. Шаблон изготавливается на подходящем материале путем вырезания тех элементов, которые необходимо нанести на стену. Можно купить фабричные трафареты-рисунки для барельефа на стене. Они в большом ассортименте предлагаются в строительных магазинах.

Нанести рисунок можно по трафарету

Шаблон закрепляется любым удобным способом (к примеру, малярным скотчем). Пустые места заполняются густым алебастровым или другим раствором (чем толще трафарет, тем гуще делают замес) слоем толщиной в клише и оставляют до полного высыхания. Если при отделении получились неровные края, их зашлифовывают мелкой наждачной бумагой. Последующую обработку производят общим для всех методов способом.

Шаблон для рисунка можно закрепить любым способом

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что исполнить красивый, яркий и привлекающий внимание выдающийся рисунок на стене своими руками может каждый. Самостоятельное создание барельефа в собственном доме – это ни с чем несравнимое удовольствие в процессе и уникальный элемент декора в результате. Стоит задаться целью и интерьер квартиры, дома или общественного заведения (кафе, ресторан, поликлиника, пр.) обретет свою собственную неповторимую атмосферу.

Видео: Как сделать барельеф своими руками

Видео: Мастер класс. Барельеф цветка

couo.ru

Как сделать барельеф на стене своими руками: мастер класс

Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание барельефа. Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Все об установке маяков для штукатурки стен

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Создание барельефа из гипсовой штукатурки

Начаться работа над барельефом должна с подготовки изображения, которое будут переносить на стену.

Остановить внимание рекомендуется на эскизе с максимально четкой прорисовкой.

Этап № 1. Работа с эскизом

На этом этапе создается и переносится на стену эскиз барельефа.

  • Сначала картину переносят на бумагу, которую затем сверху накрывают пленкой и перерисовывают на ней контур. Рисунок можно обводить ручкой, маркером или фломастером. Самое главное, чтобы он не стирался. Изображение готово.
  • Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
  • Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Как снять флизелиновые и виниловые обои со стен быстро

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска

Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.

  • Законченное панно нужно хорошо высушить.
  • Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
  • Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.

Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.

Создание барельефа из гипса

Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Каким цветом покрасить стены на кухне

Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.

  • Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.
  • Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
  • Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
  • Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
  • Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.

Загрунтованный барельеф из гипса при желании можно раскрасить.

Создание барельефа своими руками – вполне посильная задача даже для новичка. Если после прочтения инструкции какие-то моменты остались неясными, обязательно посмотрите мастер-класс по изготовлению объемной картины на стене.

Видеоинструкция

Антон Цугунов в Instagram

Adblockdetector

mr-build.ru


Смотрите также